Главная страница
Поиск по модели:
  
Тесты по литературе 4 5 класс
Частица как часть речи конспект
Метод фрейда 1 сезон 12
Как делать паспарту из бумаги
Схемы телефонов panasonic
Как найти импульсную характеристику
Стихи про алтайский край шукшин
Сколько раз можно колоть мексидол
 

Право и мораль единство отличие взаимодействие противоречия - 3. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречия

В учебных и практических целях очень важно выявить как тесную взаимосвязь всех видов социальных норм, так и их специфику. Особенно это касается права и морали, представляющих для юридической науки приоритетный интерес. Ещё древние философы Аристотель, Платон, Демокрит, Цицерон указывали на значимость этих двух главных определителей общественного поведения, их сходство и несовпадение. Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют прежде всего правовые нормы - это их специальность.

Но они для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль. Мораль - важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности.

Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый выражает глубину осознания индивидом своего собственного "Я", меру ответственности, духовности, общественного долга, обязанности. Здесь проявляется известный кантовский "категорический императив", ограничитель, в соответствии с которым в каждой личности заключено некое высшее и безусловное нравственное правило "внутреннее законодательство" , коему она должна добровольно и неукоснительно следовать.

Смысл этого императива прост: Он ставит границы собственному произволу, себялюбию, эгоизму. Так гласит и одна из христианских заповедей. По Канту, две вещи поражают наше воображение - звёздное небо над нами и нравственные законы внутри нас. Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: Внимательное сопоставление права и морали, выяснение взаимосвязей между ними позволяет более глубоко познать оба эти явления.

Единство права и морали состоит в том, что: Цель права - "установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил". Таково же, в сущности, и назначение морали. Ведь право - возведённая в закон нравственность. Однако наряду с общими чертами право и мораль имеют существенные различия, обладают своей спецификой. Учёт своеобразия этих феноменов имеет, пожалуй, более важное значение, чем констатация их общности.

Именно поэтому онтологические статусы и признаки права и морали заслуживают пристального анализа. Отличительные особенности права и морали заключаются в следующем: Право и мораль различаются прежде всего по способам их установления, формирования. Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством или с его согласия некоторыми общественными организациями , им же отменяются, дополняются, изменяются.

В этом смысле государство является политическим творцом права; правотворчество - его исключительная прерогатива. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором. Конечно, процесс правообразования идёт не только "сверху", но и "снизу", вырастает из народных глубин, обычаев, традиций, юридической практики, прецедентов, но в конечном счёте правовые нормы "преподносятся" обществу всё же затем от имени государства как его официального представителя.

Её нормы создаются не государством непосредственно и они вообще не являются продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей. Для того чтобы нравственная норма получила право на существование, не нужно согласие властей; достаточно, чтобы она была признана, "санкционирована" самими участниками социального общения - классами, группами, коллективами, теми людьми, кто намерен ею руководствоваться.

В отличие от права мораль носит неофициальный негосударственный характер. Право и мораль различаются по методам их обеспечения.

Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия. - alekssandrs Jimdo-Page!

Если право создаётся государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает, ибо норма права - не просьба, не совет, не пожелание, а властное требование, веление, предписание, обращённое ко всем членам общества и подкрепляемое в их же интересах возможностью принудить, заставить.

2. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия

Иными словами, юридические нормы носят общеобязательный, непререкаемый характер. По-иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения.

Нарушение нравственных норм не влечёт за собой вмешательства государственных органов. В моральном отношении человек может быть крайне отрицательной личностью, но юридической ответственности он не подлежит, если не совершает никаких противоправных поступков.

Само общество, его коллективы решают вопрос о формах реагирования на лиц, не соблюдающих моральные запреты. Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства законах, указах, постановлениях , группируются по отраслям и институтам, систематизируются сводятся для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвлённое законодательство, то нравственные нормы не имеют подобных чётких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей - участников общественной жизни.

Их появление не связано с волей законодателей или других правотворящих лиц. Но моральные нормы - это не только неписаные заповеди и требования хотя таких абсолютное большинство. Многие из них содержатся, например, в программных и уставных документах различных общественных объединений, литературных и религиозных памятниках, исторических летописях, хрониках, манускриптах, запечатлевших правила человеческого бытия.

Право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей. Если право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, правомерного - неправомерного, законного - незаконного, наказуемого - ненаказуемого, то мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, чести, долга и т.

Иными словами, у них разные оценочные критерии, социальные мерки. Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, то есть не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность, причём порядок её возложения строго регламентирован законом - он носит процессуальный характер.

Его соблюдение столь же обязательно, как и соблюдение материальных правовых норм. Человек наказывается от имени государства, поэтому к юридической ответственности нельзя привлечь в произвольной форме. Иной характер носит "воздаяние" за нарушение нравственности.

Здесь чёткой процедуры нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия выговор, замечание, исключение из организации и т. Это - ответственность не перед государством, а перед обществом, коллективом, семьёй, окружающими людьми.

Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции. Например, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана и т.

Мораль не терпит никакого антиобщественного поведения, в чём бы оно ни выражалось, в то время как право наказывает наиболее злостные случаи таких эксцессов. Право и мораль различаются по сферам действия.

Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни собственность, власть, труд, управление, правосудие , оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия и т.

Право не должно переходить свои границы и вторгаться в сферу "свободных и добровольных душевных движений". Наконец, у права и морали различные исторические судьбы. Мораль "старше по возрасту", древнее, она всегда существовала и будет существовать в обществе, тогда как право возникло лишь на определённой ступени социальной эволюции.

Взаимодействие права и морали. Из тесной взаимосвязи указанных регуляторов вытекает такое же тесное их социальное и функциональное взаимодействие. Они поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность, формировании у граждан должной юридической и нравственной культуры, правосознания.

Их требования во многом совпадают: Мораль осуждает совершение правонарушений и особенно преступлений. В оценке таких деяний право и мораль едины. Конечно, истина конкретна, поэтому могут быть такие деяния, по отношению к которым мораль либо индифферентна, либо даже не порицает их, например недоносительство, отказ давать свидетельские показания против родственников и т.

Но в принципе право и мораль по абсолютному большинству правонарушений занимают единую позицию. Не случайно право нередко представляют в виде юридически оформленной нравственности, её норм и принципов.

В этом смысле право можно охарактеризовать и как явление морали. Такие заповеди христианской морали, как "не убий", "не укради", "не лжесвидетельствуй", берутся под защиту правом, которое карает за их нарушение. Как видим, взаимодействие права и морали нередко выражается в прямом тождестве их требований, обращённых к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств.

Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречия - xn----otbfdoaebgkp6a.xn--p1ai

Ещё Цицерон указывал, что законы призваны искоренять пороки и насаждать добродетели. Сегодня моральные основы нашего бытия подорваны, процветает не только правовой, но и нравственный нигилизм. Преодоление этих явлений - важнейшая предпосылка социального и духовного возрождения России. С нарастанием негативных процессов усиливается и степень непримиримости к ним людей, которые хотели бы видеть юридические и моральные рычаги более действенными и результативными в борьбе за оздоровление общества.

Право и мораль плодотворно "сотрудничают" в сфере отправления правосудия, деятельности органов правопорядка, юстиции. Выражается это в различных формах: Фактические обстоятельства многих дел оцениваются с привлечением как юридических, так и нравственных критериев, без которых невозможно правильно определить признаки таких, например, деяний, как хулиганство, клевета, оскорбление, унижение чести и достоинства; понятий цинизма, корысти, стяжательства, "низменных побуждений", выступающих мотивами многих правонарушений.

То же самое относится к делам о выселении за невозможностью совместного проживания, о расторжении брака и решении вопроса о детях, трудовых спорах. Во всех этих случаях требуется не только правовая, но и моральная характеристика субъектов и самих этих конфликтов.

Правовые нормы служат и должны служить проводниками морали, закреплять и защищать нравственные устои общества. И эффективность права во многом зависит от того, насколько полно, адекватно оно выражает эти требования. Сила законов во сто крат увеличивается, если они опираются не только на власть особый аппарат , но и на мораль.

В свою очередь, действие морали, как и других социальных норм, в немалой степени зависит от чётко функционирующей юридической системы. Противоречия между правом и моралью. Тесное взаимодействие норм права и морали не означает, что процесс этот ровный, гладкий, бесконфликтный.

Между ними могут возникать и довольно часто возникают острые противоречия, коллизии, расхождения. Нравственные и правовые требования не всегда и не во всем согласуются, а нередко прямо противостоят друг другу. Эти нестыковки, противоречия имеют как социальное, так и диалектическое происхождение. Причины противоречий между правом и моралью заключаются уже в их специфике, в том, что у них разные методы регуляции, различные подходы, критерии при оценке поведения субъектов.

Имеет значение неадекватность отражения ими реальных общественных процессов, интересов различных социальных слоёв, групп, классов. Расхождения между правом и моралью вызываются сложностью и противоречивостью самой жизни, бесконечным разнообразием возникающих в ней ситуаций, появлением новых тенденций в общественном развитии, неодинаковым уровнем нравственного и правового сознания людей, изменчивостью социальных условий и т.

Право по своей природе более консервативно, оно неизбежно отстаёт от течения жизни, к тому же в нем самом немало коллизий. Даже самое совершенное законодательство содержит пробелы, недостатки.

Мораль же более подвижна, динамична, активнее и эластичнее реагирует на происходящие изменения. Эти два явления развиваются неравномерно, у морали преобладают элементы гибкости, стихийности. Отсюда в любом обществе всегда разное правовое и моральное состояние.

Право и мораль - не антиподы, а "соперники", они по-разному оценивают одни и те же факты, между ними тонкие грани и взаимопереходы. На этой почве нередко происходят "лобовые столкновения", так как мораль требует от человека гораздо большего, чем право, судит строже.

В этом легко убедиться на простых житейских примерах. Известно, что фактический незарегистрированный брак не влечёт никаких юридических последствий, и отец ребенка, родившегося в таком браке, не обязан по закону платить алименты, оказывать материальную помощь.

По закону - да, а по совести, по морали? Например, восемнадцатилетняя девушка, выйдя замуж, потребовала выделения своей доли из общей жилплощади, на которой проживали отец, мать и старший брат. Несмотря на уговоры и категорические возражения родителей против дележа размена квартиры, она твердила одно: Никакие моральные соображения, возмущение соседей, знакомых её не смущали.

Статья ГК РФ ч. Однако абсолютное большинство граждан не претендуют на эти законные проценты. Очевидно, останавливают чисто человеческие, моральные нормы.

И это также противоречие. Хотя в основе права лежит мораль, это вовсе не значит, что право механически закрепляет все веления морали, независимо от их сути и принадлежности. Мораль неоднородна, отражает устремления различных социальных групп, слоёв, классов, в ней могут противоборствовать взаимоисключающие взгляды.

Мораль, как правило, "шагает впереди", но иногда и юридические установления служат для морали ориентиром и могут оказывать на неё опережающее воздействие. Создаются ситуации, когда закон нечто разрешает, а мораль запрещает, и наоборот, закон запрещает, а мораль разрешает. Отсутствие же согласия и "взаимопонимания" между ними сказывается в конечном счёте на регулятивных и воспитательных возможностях обоих этих средств.

Требуется корректировка соответствующих норм, гармонизация нравственного и правового сознания. Иногда жизненные коллизии ставят суды в затруднительное положение. Приведём один характерный случай. Он и она, не зарегистрировав брак, прожили вместе, одной семьей, пять лет. С первых дней она, чтобы доказать свое доверие к нему, ежемесячно вносила на его сберкнижку часть своей зарплаты. То же самое делал и он. Впоследствии, не сойдясь характерами, разошлись. И вот он рассуждает: Но наконец понял, что ничего предосудительного не совершу, если оставлю все деньги себе.

Так я и сделал. Но почему-то мои сослуживцы и знакомые порицают меня, заявляя, что я совершил подлость". Таким образом, "фактический" супруг, попросту говоря, обобрал "фактическую" супругу, не переступая при этом грани закона, но попал под жёсткий моральный бойкот.

Множество острейших коллизий между правом и моралью возникает вокруг дележа наследства после смерти родственников. Добавить свое объявление Загрузка Перечень всех учебных материалов Государство и право Демография История Международные отношения Педагогика Политические науки Психология Религиоведение Социология.

Соотношение права и морали:



 
002051
В освоении новой техники Вы поступаете так:
изучаете инструкцию
просите кого-нибудь помочь
полагаетесь на интуицию
© 2005 — 2016 «xn----otbfdoaebgkp6a.xn--p1ai» Документы на все случаи!